ЗОЖ-проект и садомазохизм
Садомазохизм как склонность человека, семьи и сообщества терпеть определенные страдания за обещанное благо в будущем.
ЗОЖ-проект и садомазохизм
Садомазохизм как склонность человека, семьи и сообщества терпеть определенные страдания за обещанное благо в будущем.
Прежде всего надо отличать садомазохизм, как мы его привыкли
воспринимать из культурно-киношной подачи (сексуальная перверсия,
основанная на получении сексуального удовольствия в результате само-
разрушительных действий), и садомазохистический характер.
В начале становления психоанализа З.Фрейд отметил, что есть, так
называемый, «моральный садомазохизм».
— Что же скрывает это понятие?

Здесь мы имеем склонность человека, семьи, сообщества и даже целого
народа терпеть определенные страдания за обещанное благо в будущем.
В основе динамики садомазохизма лежит идея страдания ради будущего.
Здесь страдание ради идеи.
Садомазохизм, в целом, очень присущ приматам: самке приходится терпеть в
процессе вынашивания, родов и вскармливании потомство. Кроме того,
кто-то кого-то очевидно ест в буквальном смысле этого слова.

Садомазохизм определенно присущ материнству. Мать терпит от ребенка
(и декламированное «сюси-пуси» только подчеркивает что-то тщательно
скрываемое и вытесняемое). Мать приучает ребенка к культуре и
определенному поведению.

Приматы, следовательно, человек – социальные существа, и существование в обществе требует выполнение условностей культуры (по-Нэнси Мак-Вильямс).
Роберт Сапольски: Младенцу в стае шимпанзе дозволяется все, даже дергать за хвост самого старшего самца, пока младенец не стал проявлять признаки сексуальной готовности. И тогда его самым жесточайшим образом начинают прессовать и воспитывать.
Садомазохизмом наполнена жизнь народа, условно объединившего то, что
сложилось и осталось в границах Российской империи. Этому способствует
погода (мы всегда ждем чего-то лучшего, теплого и сытого, конца мороза
или засухи, голода или набега), этому способствует религия и культура,
впитавшая от христианства, прежде всего, идею страдания, в отличие, от
романо-католической, протестансткой и даже ортодоксально-греческой
культур, особенности сложившегося правления на протяжение множества
веков.
Всех заинтересованных в этой идее переадресую к книге Даниэла Ранкур-Лаферьера «Рабская душа России» с довольно громким названием, но лишенной политического смысла, и основанной на психоаналитическом изучении привычек нашего народа. Издание редкое, в цифре не отлитое, поэтому для обретения и прочтения придется «пострадать».
Именно садомазохистическая личность "залипает" в зависимых и разрушительных отношениях (бей, унижай, изменяй, пей, гуляй на сторону и пускай по ветру все наше состояние, но не бросай меня).

Итак, садомазохизмом разных оттенков и смыслов наполнена наша жизнь,
и не стоит соотносить этот термин исключительно с утехами Захер-Мазоха.


— Каковы признаки садомазохистической динамики?

— Садомазохистическая личность похожа на депрессивную, но с трудом
переносит одиночество.
В отличие от депрессивных, садомазохистические личности не
приживутся в должности лесника или смотрителя маяка, им нужна семья
или отношения. Эти отношения наполнены зависимостью и страданием.

— Страдая от другого, этот человек легко провоцирует и организует страдание
более слабого и зависимого от него.
Такими объектами становится дети и морально зависимые родственники.
Ни одна диета , ни одно самоограничение в питании, ни одна телесная
практика, как только переходят рамки разумного, не обходится без садомазохистической динамики.
Ни одна диета , ни одно самоограничение в питании, ни одна телесная
практика, как только переходят рамки разумного, не обходится без садомазохистической динамики.
Далее подробнее: тесты на аллергенность, программы подбора продуктов на основании анализа крови и ограничении в продуктах (сахаре, углеводах, муке, глютенах, мясе, и о прочем), что, как правило, становится поводом перехода семьи на ЗОЖ-проект.
«Опираясь на результаты лживых тестов, многие люди беспричинно ограничивают себя и своих детей в необходимых пищевых продуктах, скажем в молоке или овощах и фруктах. Если взрослых может быть не особенно жалко, то ограничение диеты у
детей может вызвать реальные проблемы с их ростом и развитием, не говоря уже о снижении качества жизни (например, при посещении различных мероприятий, где ребенка будут окружать «аллергенные» продукты, к которым он не сможет
даже прикоснуться в то время, как дети более разумных и не обманутых врачом родителей будут наслаждаться вкусняшками)».

Большинство "раскрученных", разрекламированных и уже ставших
привычными в нашей действительности различных гемотестах являются, по-сути, научно неподтвержденными методиками.
Об этом подробная статья на сайте кафедры иммунологии и аллергологии Волгоградского
государственного медицинского университета под названием «Заработок на
пищевой аллергии», автор Павел Несмиянов.
Но научная статья, как понимаете, не повод усомниться в идее (которая
чаще принимает форму идеологии) для человека с основной психической
защитой отрицание.
У многих мамочек, увлеченных ЗОЖ питанием и оздоровлением, в анамнезе
есть строгая, стерильная, не отражающая эмоций ребенка мать. Такую мать
психоаналитики называют «белым зеркалом» или «не-отражающим
зеркалом».
Это легко понять: мать, которая эмпатична и не отгораживается от эмоций
ребенка, с трудом может следовать по собственному выбору и желанию
строгим ограничениям , как себя, так и ребенка.
В процессе развития ребенка в объятиях такой матери происходит
сильнейшее расщепление психики на Я«идеального» и Я «теневого»,
которого надо стыдится. Я спонтанное, живое, с большими ушами, с
кривыми ногами, с незрелой кожей - это Я невозможно, оно не признается
и не имеет шансов вырасти в целостное и жизнеспособное «Я».
Я «теневое» подвергается атаке, его надо бесконечно улучшать и
исправлять. Я «идеальное» подсказывает многочисленные «техники» для
такого улучшения. Одна из «техник» - элементарный отказ от еды с целью
сбросить вес. (Близко к тексту в тезисах цитирую лекцию Николь
Шнаккенберг «Стыд и Идентичность»).

Ведь удлинить ноги, изменить форму носа самостоятельно
трудно, а вот контролировать вес - самое легкое и доступное, что первым приходит в голову.
Самой очевидной и не скрываемой целью всех ЗОЖ-проектов является не
оздоровление и не здоровье как таковое, а ВЕС: сбор веса, контроль веса и
контроль форм.
Так, ЗОЖ становится формой закомуфлированной диеты, по сути - анорексии: отказа от еды с целью контроля веса. Здесь нельзя не вспомнить слова Деборы Блэссинг о формировании не-впускающих защит на семинаре «При чем здесь еда?»- это тема для отдельного рассказа.
Кроме садистических мам в анамнезе ЗОЖ сторонников есть часто
неоплаканные и незалеченные психические травмы: смерти и болезни
родственников от рака, от диабета, угроза унаследовать эти заболевания в
родительской линии.

Психосоматическая природа этих заболеваний отрицается, исключается.
Легче и доступнее отыгрывать тревогу в поведении: лишать себя субстрата
«плохой» матери, «плохих» родственных связей, токсичных семейных
сценариев, метафорой которых, конечно, были для ребенка всегда и
остаются часто во взрослом возрасте.
Клинический психолог